13 Октября 2016
Контрольно-счётная палата Новосибирской области провела анализ законности и эффективности управления акциями (имущественным комплексом) акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка» в 2015 году и за текущий период 2016 года.

Контрольно-счётная палата Новосибирской области провела анализ законности и эффективности управления акциями (имущественным комплексом) акционерного общества «Технопарк Новосибирского Академгородка» в 2015 году и за текущий период 2016 года.
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (Департамент имущества);
2. Акционерное общество «Технопарк Новосибирского Академгородка» (Академпарк или Общество).
В результате проверки установлено:
1. Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Технопарк) создан для содействия осуществлению инновационной деятельности на территории Новосибирской области. Для создания и развития в Новосибирской области Технопарка было создано ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка».
Основным акционером Общества является Новосибирская область в лице Департамента имущества (2 958 696 акций или 99,997 %).
Приобретение акций АО «Технопарк Новосибирского Академгородка» в собственность Новосибирской области осуществлялось в 2010-2015 гг., в т.ч. денежными средствами в форме бюджетных инвестиций – 602 499,0 тыс.руб. или 20,4%, недвижимым имуществом по прогнозному плану приватизации – 2 356 197,0 тыс.руб. или 79,6%.
Органами управления Обществом являются Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, единоличный исполнительный орган (генеральный директор).
2. Существующий механизм управления акциями не позволяет областным органам власти влиять на эффективность деятельности акционерного общества. Департамент имущества договоры на представление интересов Новосибирской области с членами Наблюдательного совета Общества не заключал, письменные директивы о голосовании по вопросам повестки дня не выдавал.
В настоящее время разработан проект постановления, предусматривающий порядок выдвижения кандидатов для избрания в органы управления акционерных обществ, директивный порядок голосования на общих собраниях и наблюдательных советах, передачу прав акционеров профильным отраслевым министерствам.
По мнению КСП НСО также требуется корректировка порядка управления акциями, установленного Законом области от 06.12.2001 № 198-ОЗ.
3. Наблюдательный совет преимущественно был сформирован из представителей СО РАН (4-5 человек из 11членов), мэрии г. Новосибирска (2 человека), Законодательного Собрания НСО (1-2 человека), Министерства образования НСО (1 человек). В 2016 году для включения представителей Департамента имущества и Министерства экономического развития НСО численность Наблюдательного совета увеличилась с 11 до 13 человек.
В нарушение ст. 83 Федерального закона № 208-ФЗ Наблюдательным советом своевременно не была одобрена сделка, в совершении которой имелась заинтересованность (договор долевого строительства с генеральным директором Общества). Кроме того, не выполнены отдельные решения Наблюдательного совета, в частности, не разработана Стратегия развития Технопарка на ближайшие 3 года за счет привлечения инвестиций компаний-резидентов в строительство новых объектов, а также выкупа объектов Технопарка, построенных за счет бюджетных средств и собственных средств Общества.
Положение о системе ключевых показателей эффективности деятельности Общества (КПЭ), утвержденное на Наблюдательном совете, не соответствует Методическим указаниям Росимущества, так как вес обязательных показателей (рентабельность акционерного капитала, размер начисленных дивидендов) должен быть не менее 30%. Обществом также не было реализовано предложение Департамента имущества по дополнению системы КПЭ показателем снижения операционных расходов (затрат) Общества на 2% в 2015 году, на 3% в 2016 и 2017 годах, не актуализирован Бизнес-план Общества.
Кроме того, при недостижении в 2015 году Обществом плановых значений отдельных КПЭ не производился расчет сокращения вознаграждения, выплачиваемого менеджменту Общества.
4. На общем собрании акционеров (25.08.2016) в Устав Общества были внесены изменения, расширяющие компетенцию Наблюдательного Совета и предусматривающие обязательное рассмотрение им вопросов, ранее решавшихся Генеральным директором или выносившихся на рассмотрение Наблюдательного совета по его инициативе.
В частности, к компетенции Наблюдательного совета отнесено одобрение сделок, стоимость которых составляет от 5 до 25 процентов балансовой стоимости активов Общества. При этом порядок одобрения крупных сделок, требующих единогласного одобрения Наблюдательным советом, на указанные сделки не распространен.
Полномочие Наблюдательного совета давать рекомендации общему собранию акционеров по размеру вознаграждения менеджменту не корреспондирует с полномочием общего собрания акционеров утверждать размер вознаграждения (соответствующее дополнение в компетенцию общего собрания не внесено).
5. По состоянию на 30.06.2016 стоимость имущества (основных средств) Общества составляет 3 004 923,0 тыс.руб., из которых основную долю составляют объекты недвижимого имущества (здания, помещения) в сумме 2 732 892,4 тыс.руб. (90,9%) и оборудование - 238 532,5 тыс.руб. (7,9%).
Основные средства на сумму 2 586 030,3 тыс.руб. были получены путем внесения в уставный капитал и за счет использования субсидий. Из общей суммы основных средств, числящихся на балансе Общества по состоянию на 30.06.2016, за счет собственных средств Общества, в том числе денежного взноса в уставный капитал, приобретены основные средства на сумму 418 892,7 тыс.руб. При этом за 2010-2015 гг. в уставный капитал Общества внесено денежными средствами 602 499,0 тыс.руб.
6. В 2009 году Обществом у Департамента имущества были приобретены в собственность земельные участки общей площадью 62 961 кв.м, по цене 15 000,0 тыс.руб. По состоянию на 01.07.2016 в собственности Общества остались на праве собственности земельные участки общей площадью 16 077 кв.м, а также доли в праве общей долевой собственности на участки общей площадью 30 555 кв.м.
Долевая собственность на земельные участки возникла в результате передачи прав Общества инвесторам по инвестиционным договорам и договорам долевого участия, которые предусматривали передачу прав на землю, при строительстве объектов недвижимости за счет средств инвесторов. Кроме того, на земельных участках, находящихся в собственности Общества ведется или закончено строительство объектов на основании заключенных инвестиционных договоров или договора аренды, предусматривающих в дальнейшем передачу прав на земельный участок (его долю) инвестору (арендатору).
Права на земельные участки отчуждаются в собственность инвесторов, в основном, безвозмездно или по балансовой стоимости, увеличенной на 12%. Балансовая стоимость в среднем составляет 275 руб. за кв.м. Для строительства жилого дома земельный участок площадью 15 328 кв.м был реализован по рыночной стоимости 8 971 руб. за кв.м.
Таким образом, все земельные участки распределены между Обществом и инвесторами, вложившими средства в строительство объектов технопарка. В долевой собственности Общества останутся земельные участки, на которых размещаются объекты, находящиеся в собственности Общества и Новосибирской области (прежде всего, здания по адресу ул. Николаева, 11, 11/3, 12).
7. На заседании Наблюдательного совета (22.06.2016) была одобрена сделка по продаже здания центра наноструктурированных материалов по цене 344,0 млн.руб. с рассрочкой на 5 лет. По обращению Департамента имущества Общество приостановило сделку. По распоряжению Губернатора Новосибирской области была проведена экспертиза оценки стоимости здания, в результате цена здания увеличилась с 344,0 млн.руб до 383,9 млн.руб. с учетом НДС.
По расчетам КСП НСО при стоимости продажи здания 383,9 млн.руб. доходность вложений в здание составит 2,45% годовых, с учетом поступлений налога на имущество – 5,70% годовых. Доходность сделки увеличивается при росте стоимости продажи и уменьшении срока рассрочки платежа.
8. На заседании Наблюдательного совета (30.09.2015) был одобрен порядок строительства многоквартирного жилого дома для сотрудников компаний-резидентов Академпарка. На основании Договора купли-продажи от 14.04.2016 года Общество реализовало ООО «АкадемИнвест» земельный участок общей площадью 15 328 кв.м, по цене 137 520,0 тыс.руб. Кроме того, между ООО «АкадемИнвест» и Обществом (12.09.2016) заключены договоры долевого участия на 69 квартир общей площадью 3056,03 кв.м и 12 парковочных мест стоимостью на общую сумму 137 520,0 тыс.руб. После регистрации договоров долевого участия между Обществом и ООО «АкадемИнвест» планируется произвести зачет встречных требований.
Балансовая стоимость вышеуказанного участка составляла 3 746,8 тыс.руб. После его реализации по рыночной стоимости 137 520,0 тыс.руб. Общество получило положительный финансовый результат (прибыль) от сделки, который сложился за счет существенного превышения стоимости продажи земельного участка в 2016 году над ценой его приобретения в 2009 году.
9. На заседании наблюдательного совета (18.03.2014) был одобрен Бизнес-план создания коттеджного поселка из 273 домов (квартир) в п. Ложок, согласно которому 200 домов (квартир) будут переданы по себестоимости сотрудникам компаний-резидентов, оставшиеся 73 планируется реализовать по рыночным ценам с целью формирования прибыли Общества.
По состоянию на 01.07.2016 заключены 127 договоров долевого участия и договоров купли-продажи квартир и домов, в том числе 64 с сотрудниками резидентов и 63 – иными покупателями.
В ходе выборочного анализа установлено, что при строительстве и реализации квартир расходы превышают доходы (формируется убыток). Выборочно по 47 квартирам превышение расходов над доходами (убыток) составило 29 069,49 тыс.руб. Убыток формируется по квартирам, реализованным как резидентам, так и не резидентам, при этом бизнес-план проекта предполагает, что за счет продажи квартир не резидентам будет обеспечена прибыль Проекта. Кроме того, сумма процентов уплаченных по договорам займа и кредитному договору за 2015 год составила 11 670,1 тыс.руб., за 1 полугодие 2016 года - 6 970,1 тыс.руб. Указанные суммы на себестоимость строительства не относятся, но уменьшают финансовый результат реализации Проекта.
10. Из 7-ми ключевых показателей эффективности деятельности Общества (КПЭ), утвержденных Наблюдательны советом, достигнуты четыре. Не достигнуты три показателя: по уровню рентабельности, объёму капитального строительства и введенным в эксплуатацию кв.м.
С 2015 года действующий Бизнес-план Общества предусматривал получение прибыли (за счет значительного роста выручки от сдачи недвижимости в аренду), система КПЭ предусматривала безубыточность Общества (0% рентабельности). Фактически в 2015 году Общество получило убыток от продаж в сумме 186 156,0 тыс.руб., за счет субсидий, прочих доходов и расходов убыток уменьшился до 38 076,0 тыс.руб. В I полугодии 2016 года убыток от продаж составил 62 802,0 тыс.руб., прибыль в сумме 66 078,0 тыс.руб. сложилась, прежде всего, за счет отражения доходов от продажи земельного участка.
По расчетам Министерства экономического развития НСО окупаемость государственных вложений в проект произойдет в 2016 году, налоговые поступления от резидентов технопарка рассматриваются как один из показателей бюджетной эффективности государственных вложений в создание имущественного комплекса Общества.
По мнению КСП НСО к конечным (итоговым) результатам государственных вложений в имущественный комплекс технопарка может быть отнесена только часть прироста объема производства и налоговых платежей его резидентов (которые не были бы созданы на альтернативных площадях, в случае нереализации проекта по созданию технопарка). Общество вклад своего имущественного комплекса в объемы производства и налоговые платежи резидентов не оценивал.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Законодательному Собранию Новосибирской области и Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Новосибирской области от 06.12.2001 № 198-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» в части порядка управления акциями акционерных обществ, созданных не в процессе приватизации.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области и в Акционерное общество «Технопарк Новосибирского Академгородка».
Объектами экспертно-аналитического мероприятия стали:
1. Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области (Департамент имущества);
2. Акционерное общество «Технопарк Новосибирского Академгородка» (Академпарк или Общество).
В результате проверки установлено:
1. Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Технопарк) создан для содействия осуществлению инновационной деятельности на территории Новосибирской области. Для создания и развития в Новосибирской области Технопарка было создано ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка».
Основным акционером Общества является Новосибирская область в лице Департамента имущества (2 958 696 акций или 99,997 %).
Приобретение акций АО «Технопарк Новосибирского Академгородка» в собственность Новосибирской области осуществлялось в 2010-2015 гг., в т.ч. денежными средствами в форме бюджетных инвестиций – 602 499,0 тыс.руб. или 20,4%, недвижимым имуществом по прогнозному плану приватизации – 2 356 197,0 тыс.руб. или 79,6%.
Органами управления Обществом являются Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, единоличный исполнительный орган (генеральный директор).
2. Существующий механизм управления акциями не позволяет областным органам власти влиять на эффективность деятельности акционерного общества. Департамент имущества договоры на представление интересов Новосибирской области с членами Наблюдательного совета Общества не заключал, письменные директивы о голосовании по вопросам повестки дня не выдавал.
В настоящее время разработан проект постановления, предусматривающий порядок выдвижения кандидатов для избрания в органы управления акционерных обществ, директивный порядок голосования на общих собраниях и наблюдательных советах, передачу прав акционеров профильным отраслевым министерствам.
По мнению КСП НСО также требуется корректировка порядка управления акциями, установленного Законом области от 06.12.2001 № 198-ОЗ.
3. Наблюдательный совет преимущественно был сформирован из представителей СО РАН (4-5 человек из 11членов), мэрии г. Новосибирска (2 человека), Законодательного Собрания НСО (1-2 человека), Министерства образования НСО (1 человек). В 2016 году для включения представителей Департамента имущества и Министерства экономического развития НСО численность Наблюдательного совета увеличилась с 11 до 13 человек.
В нарушение ст. 83 Федерального закона № 208-ФЗ Наблюдательным советом своевременно не была одобрена сделка, в совершении которой имелась заинтересованность (договор долевого строительства с генеральным директором Общества). Кроме того, не выполнены отдельные решения Наблюдательного совета, в частности, не разработана Стратегия развития Технопарка на ближайшие 3 года за счет привлечения инвестиций компаний-резидентов в строительство новых объектов, а также выкупа объектов Технопарка, построенных за счет бюджетных средств и собственных средств Общества.
Положение о системе ключевых показателей эффективности деятельности Общества (КПЭ), утвержденное на Наблюдательном совете, не соответствует Методическим указаниям Росимущества, так как вес обязательных показателей (рентабельность акционерного капитала, размер начисленных дивидендов) должен быть не менее 30%. Обществом также не было реализовано предложение Департамента имущества по дополнению системы КПЭ показателем снижения операционных расходов (затрат) Общества на 2% в 2015 году, на 3% в 2016 и 2017 годах, не актуализирован Бизнес-план Общества.
Кроме того, при недостижении в 2015 году Обществом плановых значений отдельных КПЭ не производился расчет сокращения вознаграждения, выплачиваемого менеджменту Общества.
4. На общем собрании акционеров (25.08.2016) в Устав Общества были внесены изменения, расширяющие компетенцию Наблюдательного Совета и предусматривающие обязательное рассмотрение им вопросов, ранее решавшихся Генеральным директором или выносившихся на рассмотрение Наблюдательного совета по его инициативе.
В частности, к компетенции Наблюдательного совета отнесено одобрение сделок, стоимость которых составляет от 5 до 25 процентов балансовой стоимости активов Общества. При этом порядок одобрения крупных сделок, требующих единогласного одобрения Наблюдательным советом, на указанные сделки не распространен.
Полномочие Наблюдательного совета давать рекомендации общему собранию акционеров по размеру вознаграждения менеджменту не корреспондирует с полномочием общего собрания акционеров утверждать размер вознаграждения (соответствующее дополнение в компетенцию общего собрания не внесено).
5. По состоянию на 30.06.2016 стоимость имущества (основных средств) Общества составляет 3 004 923,0 тыс.руб., из которых основную долю составляют объекты недвижимого имущества (здания, помещения) в сумме 2 732 892,4 тыс.руб. (90,9%) и оборудование - 238 532,5 тыс.руб. (7,9%).
Основные средства на сумму 2 586 030,3 тыс.руб. были получены путем внесения в уставный капитал и за счет использования субсидий. Из общей суммы основных средств, числящихся на балансе Общества по состоянию на 30.06.2016, за счет собственных средств Общества, в том числе денежного взноса в уставный капитал, приобретены основные средства на сумму 418 892,7 тыс.руб. При этом за 2010-2015 гг. в уставный капитал Общества внесено денежными средствами 602 499,0 тыс.руб.
6. В 2009 году Обществом у Департамента имущества были приобретены в собственность земельные участки общей площадью 62 961 кв.м, по цене 15 000,0 тыс.руб. По состоянию на 01.07.2016 в собственности Общества остались на праве собственности земельные участки общей площадью 16 077 кв.м, а также доли в праве общей долевой собственности на участки общей площадью 30 555 кв.м.
Долевая собственность на земельные участки возникла в результате передачи прав Общества инвесторам по инвестиционным договорам и договорам долевого участия, которые предусматривали передачу прав на землю, при строительстве объектов недвижимости за счет средств инвесторов. Кроме того, на земельных участках, находящихся в собственности Общества ведется или закончено строительство объектов на основании заключенных инвестиционных договоров или договора аренды, предусматривающих в дальнейшем передачу прав на земельный участок (его долю) инвестору (арендатору).
Права на земельные участки отчуждаются в собственность инвесторов, в основном, безвозмездно или по балансовой стоимости, увеличенной на 12%. Балансовая стоимость в среднем составляет 275 руб. за кв.м. Для строительства жилого дома земельный участок площадью 15 328 кв.м был реализован по рыночной стоимости 8 971 руб. за кв.м.
Таким образом, все земельные участки распределены между Обществом и инвесторами, вложившими средства в строительство объектов технопарка. В долевой собственности Общества останутся земельные участки, на которых размещаются объекты, находящиеся в собственности Общества и Новосибирской области (прежде всего, здания по адресу ул. Николаева, 11, 11/3, 12).
7. На заседании Наблюдательного совета (22.06.2016) была одобрена сделка по продаже здания центра наноструктурированных материалов по цене 344,0 млн.руб. с рассрочкой на 5 лет. По обращению Департамента имущества Общество приостановило сделку. По распоряжению Губернатора Новосибирской области была проведена экспертиза оценки стоимости здания, в результате цена здания увеличилась с 344,0 млн.руб до 383,9 млн.руб. с учетом НДС.
По расчетам КСП НСО при стоимости продажи здания 383,9 млн.руб. доходность вложений в здание составит 2,45% годовых, с учетом поступлений налога на имущество – 5,70% годовых. Доходность сделки увеличивается при росте стоимости продажи и уменьшении срока рассрочки платежа.
8. На заседании Наблюдательного совета (30.09.2015) был одобрен порядок строительства многоквартирного жилого дома для сотрудников компаний-резидентов Академпарка. На основании Договора купли-продажи от 14.04.2016 года Общество реализовало ООО «АкадемИнвест» земельный участок общей площадью 15 328 кв.м, по цене 137 520,0 тыс.руб. Кроме того, между ООО «АкадемИнвест» и Обществом (12.09.2016) заключены договоры долевого участия на 69 квартир общей площадью 3056,03 кв.м и 12 парковочных мест стоимостью на общую сумму 137 520,0 тыс.руб. После регистрации договоров долевого участия между Обществом и ООО «АкадемИнвест» планируется произвести зачет встречных требований.
Балансовая стоимость вышеуказанного участка составляла 3 746,8 тыс.руб. После его реализации по рыночной стоимости 137 520,0 тыс.руб. Общество получило положительный финансовый результат (прибыль) от сделки, который сложился за счет существенного превышения стоимости продажи земельного участка в 2016 году над ценой его приобретения в 2009 году.
9. На заседании наблюдательного совета (18.03.2014) был одобрен Бизнес-план создания коттеджного поселка из 273 домов (квартир) в п. Ложок, согласно которому 200 домов (квартир) будут переданы по себестоимости сотрудникам компаний-резидентов, оставшиеся 73 планируется реализовать по рыночным ценам с целью формирования прибыли Общества.
По состоянию на 01.07.2016 заключены 127 договоров долевого участия и договоров купли-продажи квартир и домов, в том числе 64 с сотрудниками резидентов и 63 – иными покупателями.
В ходе выборочного анализа установлено, что при строительстве и реализации квартир расходы превышают доходы (формируется убыток). Выборочно по 47 квартирам превышение расходов над доходами (убыток) составило 29 069,49 тыс.руб. Убыток формируется по квартирам, реализованным как резидентам, так и не резидентам, при этом бизнес-план проекта предполагает, что за счет продажи квартир не резидентам будет обеспечена прибыль Проекта. Кроме того, сумма процентов уплаченных по договорам займа и кредитному договору за 2015 год составила 11 670,1 тыс.руб., за 1 полугодие 2016 года - 6 970,1 тыс.руб. Указанные суммы на себестоимость строительства не относятся, но уменьшают финансовый результат реализации Проекта.
10. Из 7-ми ключевых показателей эффективности деятельности Общества (КПЭ), утвержденных Наблюдательны советом, достигнуты четыре. Не достигнуты три показателя: по уровню рентабельности, объёму капитального строительства и введенным в эксплуатацию кв.м.
С 2015 года действующий Бизнес-план Общества предусматривал получение прибыли (за счет значительного роста выручки от сдачи недвижимости в аренду), система КПЭ предусматривала безубыточность Общества (0% рентабельности). Фактически в 2015 году Общество получило убыток от продаж в сумме 186 156,0 тыс.руб., за счет субсидий, прочих доходов и расходов убыток уменьшился до 38 076,0 тыс.руб. В I полугодии 2016 года убыток от продаж составил 62 802,0 тыс.руб., прибыль в сумме 66 078,0 тыс.руб. сложилась, прежде всего, за счет отражения доходов от продажи земельного участка.
По расчетам Министерства экономического развития НСО окупаемость государственных вложений в проект произойдет в 2016 году, налоговые поступления от резидентов технопарка рассматриваются как один из показателей бюджетной эффективности государственных вложений в создание имущественного комплекса Общества.
По мнению КСП НСО к конечным (итоговым) результатам государственных вложений в имущественный комплекс технопарка может быть отнесена только часть прироста объема производства и налоговых платежей его резидентов (которые не были бы созданы на альтернативных площадях, в случае нереализации проекта по созданию технопарка). Общество вклад своего имущественного комплекса в объемы производства и налоговые платежи резидентов не оценивал.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счётная палата Новосибирской области предложила Законодательному Собранию Новосибирской области и Правительству Новосибирской области рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Новосибирской области от 06.12.2001 № 198-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области» в части порядка управления акциями акционерных обществ, созданных не в процессе приватизации.
Для устранения выявленных недостатков и нарушений представления Контрольно-счётной палаты Новосибирской области направлены в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области и в Акционерное общество «Технопарк Новосибирского Академгородка».